Трансграничное углеродное регулирование ЕС (CBAM)

Carbon Border Adjustment Mechanism

Введение в CBAM

Трансграничное углеродное регулирование Европейского Союза (CBAM) представляет собой амбициозную инициативу, направленную на снижение выбросов парниковых газов к 2030 и 2050 годам, а также меры по предотвращению изменения климата в странах-экспортерах в ЕС. Эти страны могут устанавливать аналогичные углеродные налоги в своих юрисдикциях, что позволит им частично или полностью освобождаться от CBAM.

История и цели

Европейские производители платят за выбросы углерода с 2005 года через систему торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS). Однако, чтобы защитить конкурентоспособность экспортно-ориентированных товаров, многие из них были освобождены от реальных платежей за счет бесплатных квот на выбросы.

Новая система CBAM начнет работу с ограниченным количеством товаров для тестирования ее эффективности и глобального влияния. Постепенно CBAM будет охватывать больше товаров и секторов, и европейские производители потеряют право на бесплатные квоты, что приведет к уплате полной цены за углеродные выбросы как местными производителями, так и импортерами.

Консультации с заинтересованными сторонами

Консультации начались в 2014 году, когда обсуждались вопросы утечки углерода после 2020 года. Утечка углерода происходит, когда компании переносят углеродоемкое производство за границу из-за высоких затрат на углерод в ЕС. Эти консультации показали, что существующие меры не способствуют достаточному развитию инноваций и сокращению выбросов.

«Зеленая сделка» ЕС и дальнейшие шаги

В декабре 2019 года в рамках «Green deal» ЕС было предложено внедрение CBAM. В 2020 году прошли публичные консультации по вариантам внедрения CBAM. В период с 2021 по 2023 годы были приняты соответствующие регуляции.

Переходный период и отчетность

С 1 октября 2023 года до 31 декабря 2025 года компании-экспортеры должны ежеквартально предоставлять отчетность об углеродном следе своей продукции (цемент, электроэнергия, удобрения, железо и сталь, алюминий, водород). Исключения касаются отправлений стоимостью не более 150 евро и товаров в личном багаже пассажиров. Импортеры обязаны отчитываться о выбросах и регистрироваться как авторизованные декларанты CBAM. До конца 2025 года сертификаты CBAM не требуются, и финансовые компенсации не выплачиваются.

Запуск

С 1 января 2026 года начнется окончательный период действия механизма. Импорт товаров будет разрешен только авторизованным декларантам, которые должны будут приобретать сертификаты на ввоз продукции.

Расширение

К 2030 году CBAM планируется распространить на все сектора, охваченные системой торговли выбросами ЕС, включая переработку нефти, добычу полезных ископаемых, производство всех металлов, целлюлозы и бумаги, стекла и керамики, кислот и органических химикатов, авиации и судоходства. Полное внедрение системы ожидается к 2034 году.

Стоимость сертификата

Стоимость сертификата CBAM напрямую связана с ценой на квоты системы торговли выбросами ЕС. Цена сертификата рассчитывается каждую неделю на основе средней аукционной цены квот EU ETS. Импортеры обязаны заявлять о выбросах, связанных с импортируемым товаром, и приобретать соответствующее количество сертификатов. Сумму, уплаченную в виде углеродного налога в стране-экспортере, можно вычесть из стоимости сертификатов CBAM.

Выводы:

CBAM призван снизить углеродоемкость производства механизм как внутри ЕС, так и в странах-экспортерах. Для минимизации затрат при экспорте продукции в Европейский Союз Российская Федерация уже модернизировала национальное законодательство, создав собственную систему квотирования.