О национальном климатическом регулировании информация также содержится в рубриках:
Цели российского климатического регулирования
Цели российского климатического регулирования обусловлены международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация (подробности в статье по ссылке).
Федеральным законом от 4 ноября 1994 года № 34-ФЗ ратифицирована рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК). Киотский протокол к РКИК ратифицирован Федеральным законом от 04 ноября 2004 года № 128-ФЗ. В первый период действия Киотского протокола с 2008 по 2012 год Российская Федерация выполнила обязательства по стабилизации выбросов парниковых газов на уровне 1990 года.
Во второй период действия Киотского протокола Российская Федерация международных обязательств на себя не брала, а действовала в соответствие с установленными Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 752 целевыми показателями сокращения к 2020 году выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году.
В соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 года № 666 в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года поручено сокращение в период с 2021 по 2050 год накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов в Российской Федерации до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза.
Согласно заявлению Президента Российской Федерации от 13 октября 2021 года, Россия планирует достичь углеродной нейтральности своей экономики не позднее 2060 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 3052-р во исполнение Указа Президента № 666 и пункта четвертого Парижского соглашения утверждена “Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года”. Стратегия определяет меры по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации, а также определяет направления и меры развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Предусмотрено два сценария социально-экономического развития Российской Федерации – инерционный и целевой (интенсивный), которые различаются по уровню технологического развития, структурным изменениям (сдвигам) в экономике, поглощающей способности природных поглотителей и накопителей парниковых газов и другим эффектам. В качестве основы для реализации Стратегии предложено использовать целевой (интенсивный) сценарий, реализация которого призвана помочь Российской Федерации достичь баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением не позднее 2060 года.
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года в настоящее время находится на стадии общественного обсуждения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 3183-р был утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года утвержден Распоряжением от 11 марта 2023 года № 559-р.
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 года № 812 утверждена новая Климатическая доктрина, заменившая аналогичный документ 2009 года. Ключевая цель — достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
Обязательная отчетность о выбросах парниковых газов в российском климатическом регулировании
В соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2021 года №296-ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов” к регулируемым организациям отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых:
- сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года. После указанного периода порог выбросов снижен до 50 и более тысяч тонн углекислого газа в год;
- соответствует критериям производственных процессов и (или) видам экономической и иной деятельности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года № 355 (энергетика, нефтегазовый сектор, металлургическая промышленность, химическая промышленность, нефтехимия, транспорт, работа с отходами, строительные материалы).
Регулируемые организации обязаны ежегодно до 1 июля представлять в Минэкономразвития Российской Федерации отчет по парниковым газам за предыдущий год. Данные вносятся в единый национальный реестр парниковых газов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым
организациям, имеют право представлять отчеты о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.
Перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение реестра парниковых газов, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 года №2979-р (диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы, гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), трифторид азота)
Эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов в Сахалинской области
Федеральным законом от 06 марта 2022 года № 34-ФЗ “О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации” регулируется проведение регионального эксперимента в Сахалинской области с целью достижения к 31 декабря 2025 года углеродной нейтральности. Эксперимент продлится с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года.
Национальные задачи проведения эксперимента:
1) стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и
увеличения их поглощения;
2) формирование системы независимой верификации;
3) создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
В области функционирует региональный кадастр выбросов и поглощений парниковых газов, определен темп сокращения выбросов, а также обязанности для компаний-эмитентов.
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 27 сентября 2022 года №660-р на срок проведения эксперимента определен перечень из 50 региональных регулируемых организаций. Постановлением Правительства Сахалинской области от 28 ноября 2022 года № 551 утверждена Программа проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.
Распоряжением Министра экологии и устойчивого развития Сахалинской области от 27 сентября 2023 года № 265-р утверждены квоты выбросов парниковых газов на 2024-2028 годы для 35 региональных регулируемых организаций, эмиссия парниковых газов которых в 2022 году составила более 20 тысяч тонн СО2. Квоты перед утверждением прошли общественное обсуждение с участием компаний в Министерстве экологии и устойчивого развития Сахалинской области, а также согласование с Министерством экономического развития Российской Федерации.
До 1 июля 2025 года данные компании впервые подадут верифицированную отчетность о выбросах парниковых газов за 2024 год. В случае, если выбросы произведены в меньшем объеме, чем выделено квот, Министерство экологии и устойчивого развития Сахалинской области выдаст разрешение на выпуск Единиц выполнения квоты (ЕВК), которые могут передаваться между компаниями.
В случае, если выбросы произведены в превышающем утвержденные квоты объеме, у компании есть выбор:
- использовать ЕВК (выпущенные ранее либо приобретенные у иной компании);
- использовать углеродные единицы от климатических проектов;
- оплатить 1 000 рублей за превышение каждой тонны квоты.
Климатические проекты по российскому климатическому регулированию
Федеральным законом от 02 июля 2021 года № 296-ФЗ “Об ограничении выбросов парниковых газов” определено понятие климатического проекта, под которым понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов. Реализация климатических проектов может относиться как к инициативам российского добровольного углеродного рынка, так и к регулируемому рынку в рамках Сахалинского эксперимента. В обоих случаях результат один — поглощение или предотвращение выбросов парниковых газов. Однако ключевое различие заключается в том, как используются полученные единицы углеродных сокращений.
На добровольном рынке единицы углеродных сокращений могут приобретаться для уменьшения углеродного следа. Владельцем таких единиц может стать любое лицо, включая иностранные юридические лица и граждан. Добровольный рынок характеризуется отсутствием обязательств, установленных государством, и свободным выбором участников.
В случае регулируемого рынка, примером которого является Сахалинский эксперимент, единицы приобретаются для выполнения обязательств, установленных государственными органами. Здесь существует специально назначенный субъект, например, региональная регулирующая организация. Этот рынок не является добровольным, так как выполнение обязательств — это требование, а не выбор.
В зависимости от планируемого результата климатические проекты подразделяют по типам. Климатические проекты разрешено реализовывать на всей территории Российской Федерации для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Этапы реализации климатического проекта:
- разработка проекта. Базовые критерии отнесения к климатическим проектам определены Приложением № 1 к Приказу Министерства Экономического развития от 11 мая 2022 года № 248. Реализация климатических проектов в рамках национального законодательства предоставляет свободу в выборе методик (методологий), среди которых могут быть:
- опубликованные Оператором реестра методологии климатических проектов, прошедшие процедуру общественного обсуждения.
- утвержденные Росстандартом предварительные национальные стандарты (методики)
- иные методики (методологии) для реализации климатического проекта, в том числе добровольных углеродных стандартов.
- валидация проекта. Оценка и подтверждение соответствия проекта критериям для отнесения к климатическим по процедуре, предусмотренной Приложением № 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 мая 2022 г. № 248.
- подготовка отчета о реализации климатического проекта
- регистрация климатического проекта в Реестре углеродных единиц
- верификация результатов реализации климатического проекта
- выпуск в обращение углеродных единиц в Реестре с зачислением на счет лица, реализующего климатический проект
Обращение углеродных единиц осуществляется в рамках Реестра до их списания и зачисления на счет изъятых из обращения. Конечная цель использования углеродных единиц – зачет в целях уменьшения углеродного следа или выполнения установленной квоты.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2022 года № 367-р АО “Контур” уполномочено осуществлять функции Оператора реестра углеродных единиц. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 518 установлен порядок определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в Реестре углеродных единиц. Тарифы для физических и юридических лиц доступны на официальном сайте оператора. Федеральным законом от 26 февраля 2024 года № 37-ФЗ услуги оператора освобождены от налогообложения.
Статья о покупке углеродных единиц по ссылке. |
Статья о продаже углеродных единиц по ссылке. |
Статья о стоимости углеродных единиц по ссылке. |
Статья о бирже углеродных единиц по ссылке. |
Статья о типах климатических проектов по ссылке. |
Статья о природно-климатических проектах по ссылке. |
Статья о разработке климатического проекта по ссылке. |
Статья о валидации климатического проекта по ссылке. |
Статья о методологии климатических проектов по ссылке. |
Статья о регистрации климатического проекта по ссылке. |
Статья об отчете о климатическом проекте по ссылке. |
Статья о верификации климатических проектов по ссылке. |
Статья о выпуске углеродных единиц по ссылке. |
Статья об инвестировании в климатические проекты по ссылке. |
Статья об отчете по парниковым газам по ссылке. |
Статья об облигациях климатического перехода по ссылке. |