Введение
Данный материал разбирает разработку климатических проектов согласно национального климатического регулирования.
Данный материал может быть полезным:
- для региональных регулируемых организаций в рамках эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в Сахалинской области, планирующих выполнять квоты за счет углеродных единиц от реализации собственных климатических проектов;
- для организаций, прогнозирующих введение квотирования выбросов парниковых газов на федеральном уровне и планирующих подготовиться к этому событию;
- для организаций, планирующих реализацию климатических проектов с целью поставки углеродных единиц на формирующийся углеродный рынок.
Приложением № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 11.05.2022 N 248 определены следующие критерии климатических проектов :
- Соответствие законодательству: Мероприятия проекта не должны противоречить федеральным и региональным законам, а также должны соответствовать документам национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов.
- Снижение выбросов: Результатом проекта должно быть сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения.
- Предотвращение утечек выбросов: Мероприятия проекта не должны приводить к увеличению выбросов парниковых газов или снижению их поглощения в других местах.
- Достоверность: Снижение выбросов не должно быть результатом факторов, не связанных с мероприятиями проекта.
- Дополнительность: Мероприятия проекта должны выходить за рамки обязательных требований законодательства.
Разработка климатического проекта – это первый этап, который определяет дальнейший ход работы.
На этом этапе:
- Обсуждаются потребности и ожидания инициатора проекта.
- Формируется список возможных проектов для реализации.
- Разработчик представляет варианты из списка с оценками:
- Прогнозируемые инвестиции.
- Сроки реализации.
- Размер проекта.
- Выбора проекта и его разработка.
Законодательство не требует аккредитации разработчиков. По сути, это услуга консалтинга. Если у клиента есть разные возможности для реализации климатических проектов, важен опыт разработчика во всех, чтобы выбрать наиболее перспективный. Стоит выбрать разработчика, который готов к долгосрочному сотрудничеству до момента вывода углеродных единиц на рынок.
Цель разработки климатических проектов
Для оценки текущего запроса на разработку климатических проектов необходимо разобраться, кому, с какой целью и когда могут потребоваться углеродные единицы.
Во-первых, углеродные единицы необходимы компаниям для достижения целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов. На данный момент меры по ограничению выбросов парниковых газов введены на период с 2024 по 2028 годы на территории Сахалинской области для 35 региональных регулируемых организаций . Прогнозировать спрос на углеродные единицы со стороны организаций в ходе проведения Сахалинского эксперимента затруднительно. К 2025 году им необходимо снизить выбросы парниковых газов примерно на 160 тысяч тонн. При этом часть или весь объем обязательств может быть выполнен самостоятельно. При превышении квот у региональных регулируемых организаций есть выбор:
- зачесть единицы выполнения квоты
- зачесть углеродные единицы
- внести фиксированную плату в размере 1 000 рублей за тонну превышения квоты.
Во вторых, углеродные единицы могут быть использованы для уменьшения углеродного следа.
Углеродный след – это совокупность выбросов парниковых газов, образующихся на всех этапах жизненного цикла продукта или услуги. Он включает прямые выбросы и косвенные выбросы (связанные с потреблением электрической, тепловой энергии и иных получаемых извне ресурсов).
На данный момент инициатив, мотивирующих компании снижать свой углеродный след за счет углеродных единиц, не существует.
Дополнительный спрос на углеродные единицы может возникнуть вследствие:
- введение системы взимания цены на углерод (предлагается в проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года);
- введение добровольной системы сертификации продукции по показателям углеродного следа (предлагается в проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года)
- создание зарубежного спроса на российские углеродные единицы.
Стоимость разработки климатических проектов
Стоимость климатического проекта влияет на решение о его реализации. В данном материале специально не приводятся конкретные цифры, поскольку стоимость каждого проекта индивидуальная и может отличаться в несколько раз.
Окончательная стоимость складывается из затрат на каждом из этапов:
- Разработка климатического проекта. Стоимость договорная, зависит от квалификации разработчика и объема предоставляемых услуг.
- Валидация и верификация. Цена также определяется соглашением сторон.
- Реализация климатического проекта зависит от выбранного типа проекта и является предметом договора.
- Открытие счета в реестре, регистрация климатического проекта, выпуск углеродных единиц и иные операции с ними установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 518 от 30.03.2022 “О порядке определения платы за предоставление оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц”. Для удобства расчетов имеется калькулятор. Услуги Оператора реестра освобождены от НДС.
- Продажа углеродных единиц в случае использования услуг посредников либо биржи углеродных единиц также является статьей расходов и в каждом случае рассчитывается индивидуально.
Текущее состояние климатических проектов и сделок с углеродными единицами
С начала работы Реестра углеродных единиц в сентябре 2022 года зарегистрировано 19 климатических проектов, которыми выпущено в обращение 93 951 углеродная единица. Еще 65 601 616 углеродных единиц подлежат выпуску (на момент написания материала 18.03.2024 года).
За это время заключены сделки общим объемом 3 755 углеродных единиц. Из них 1000 единиц были зачтены в целях уменьшения углеродного следа, о движении остальных неизвестно.
Актуальная информация по сделкам с углеродными единицами содержится в таблице по ссылке.
Заключение:
Учитывая, что Сахалинский эксперимент не создаст достаточный спрос относительно имеющегося и прогнозируемого предложения на рынке углеродных единиц, а погашение углеродного следа по собственной инициативе компаний носит единичный характер, разработка климатического проекта целесообразна вкупе с получением сопутствующих выгод. Например, наряду со снижением выбросов парниковых газов модернизация производственных процессов, минимизация вероятности экологических аварий и социального напряжения в регионе присутствия компании.
Разработка климатического проекта с единственной целью получить доход от продажи углеродных единиц – не лучшая идея. Слишком сложно прогнозировать спрос и стоимость единиц.