Парижское соглашение по климату

Парижское соглашение по климату

О международном климатическом регулировании, участии Российской Федерации в реализации Парижского соглашения информация содержится также в рубрике:

Истоки международного климатического регулирования

В 1896 году шведский ученый Сванте Август Аррениус впервые выступил с идеей, что сжигание человеком ископаемого топлива может значительно увеличить уровень углекислого газа в атмосфере и вызвать глобальное потепление. На тот момент его заявление осталось без внимания.

В 1930-х годах средняя температура в США и Северном Атлантическом регионе увеличилась и ученый Гай Стюарт Каллендар с учетом выводов Аррениуса опубликовал работу “Искусственное производство углекислого газа и его влияние на температуру”, которая считается первой в мире климатической моделью. В этот раз исследование было замечено, однако столкнулось с недоверием со стороны научного сообщества ввиду отсутствия у Каллендара докторской степени. Ученый работал над своим исследованием до конца 1960-х годов и впоследствии был признан значимой фигурой в изучении изменений климата.

В 1950-х годах широкое научное сообщество публично признало, что изменение климата, вероятно, происходит, хотя точная причина оставалась неясной. Также было выявлено, что озоновый слой Земли разрушается в результате воздействия ряд химических веществ, что влечет необратимые последствия для здоровья человека.

В 1985 году была принята и в 1988 году вступила в силу Венская конвенция об охране озонового слоя. Конвенцию ратифицировали 197 стран. Основные цели конвенции:

  • Сокращение производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ)
  • Сотрудничество в области исследований, наблюдений и обмена информацией
  • Содействие разработке и внедрению альтернативных технологий

Венская конвенция стала основой для принятия в 1987 году Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (вступил в силу в 1989 году), который устанавливает конкретные сроки и обязательства по сокращению ОРВ. В результате из обращения поэтапно были выведены почти 99 процентов запрещенных озоноразрушающих веществ. Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу от 2016 года предусматривает поэтапное сокращение производства и потребления некоторых гидрофторуглеродов, и как результат к 2100 году предотвращение потепления на 0,3-0,5°C.

23 июня 1988 года ведущий ученый NASA Джеймс Хансен на слушаниях в Комитете Сената США по энергетике и природным ресурсам при помощи компьютерных симуляций продемонстрировал, что изменение климата происходит в достаточной мере, чтобы вызвать экстремальные погодные явления. С 99 процентной вероятностью Хансен приписал изменения действиям человека, сделав первый высокоуровневый призыв к международному климатическому регулированию.

Слушания инициировали глобальное обсуждение среди общественности, ученых и политиков. Организация Объединенных Наций в конце 1988 года отреагировала созданием Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) для всесторонней и объективной оценки имеющейся информации об изменении климата, его причинах, потенциальных последствиях и стратегиях реагирования.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Важным этапом стал саммит Земли (UNCED) в июне 1992 года, в котором участвовали представители 179 стран. Изменение климата являлось повесткой дня, была создана и подписана Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК).

Целью документа было признать изменение климата мировой проблемой и в рамках международного климатического регулирования призвать страны к действиям по стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного воздействия на климатическую систему. Изначально только развитые страны обязывались снижать выбросы, учитывая их историческую ответственность и наличие ресурсов для этого. Развивающиеся страны принимали участие добровольно.

Ратифицирована РКИК была только в 1994 году. Важно отметить, что даже при ратификации странами обязательства носили добровольный характер. Тем не менее, это были первые совместные действия по международному климатическому регулированию. 

Киотский протокол

В декабре 1997 года страны подписали первое расширение к Конвенции, которое назвали Киотским протоколом. Протокол был ратифицирован 192 странами в феврале 2005 года. Цель заключалась в снижении развитыми странами выбросов парниковых газов (CO2, CH4, N2O, фторсодержащих газов (SF6, ГФУ, ПФУ) в среднем на 5 процентов в период с 2008 по 2012 год по сравнению с уровнем 1990 года.

В 2012 году была принята Дохийская поправка к Киотскому протоколу, согласно которой участники обязались уменьшить выбросы парниковых газов не менее, чем на 18% от уровня 1990 года в течение восьмилетнего периода с 2013 по 2020 годы. Данная поправка вступила в силу 31 декабря 2020 года со значительно сокращенным по сравнению с первым периодом количеством участников. Страны-подписанты Киотского протокола несли по нему юридические обязательства, поэтому неохотно присоединялись к инициативе во второй более амбициозный период.

Важно отметить внедрение Киотским протоколом следующих рыночных механизмов для помощи странам в достижении целей по снижению выбросов парниковых газов: 

Международная торговля выбросами (International Emissions Trading)

Стороны, имеющие обязательства по Киотскому протоколу (включенные в Приложение I), установили цели по ограничению или сокращению выбросов. Эти целевые показатели выражены в виде объема разрешенных выбросов (Assigned Amount Units — AAUs) на период действия обязательств. В случае выполнения обязательств страна могла продать AAUs превысившей целевые показатели стране.

Механизм чистого развития (Clean development mechanism)

Механизм чистого развития (МЧР) позволял стране, имеющей обязательства по сокращению или ограничению выбросов в соответствии с Киотским протоколом (включенной в Приложение I), осуществлять проект по сокращению выбросов в развивающихся странах. Производимые Сертифицированные сокращения выбросов (Certified Emission Reduction — CER) засчитывались для достижения развитой страной обязательств по Киотскому протоколу.

Совместное осуществление (Joint implementation)

Известный как Совместное осуществление механизм позволял стране, имеющей обязательства по сокращению или ограничению выбросов в соответствии с Киотским протоколом (включенной в Приложение I), получать единицы сокращения выбросов (Emission Reduction Units — ERUs) от проекта по сокращению или устранению выбросов в иной включенной Приложение I Стране и засчитывать их для достижения целевого показателя.

Для финансирования проектов по адаптации и программ в развивающихся странах, являющихся Сторонами Киотского протокола, в 2001 году был создан Адаптационный фонд. Во время первого периода действия обязательств Фонд финансировался, в первую очередь, за счет части доходов от деятельности Механизма чистого развития. В ходе второго периода действия обязательств на финансирование направлялись также 2 процента выручки от Международной торговли выбросами и Совместного осуществления. 

Как альтернатива механизмам Киотского протокола получили распространение добровольные стандарты, в частности Gold Standard и Verified Carbon Standard. Стандарты ориентировались на добровольно взятые компаниями обязательства. Поскольку данная деятельность законодательно не регулировалась, стороны обладали большей свободой при реализации климатических проектов и использовании углеродных единиц.

Парижское соглашение по климату

В 2015 году для обеспечения выполнения странами обязательств после завершения действия Киотского протокола было заключено Парижское соглашение, ратифицированное через год 190 странами. Период первых обязательств начался в 2020 году с проверкой результатов каждые пять лет.  Соглашением поставлена цель:

a) удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 °С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата; 

b) повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия сопротивляемости к изменению климата и развитию при низком уровне выбросов парниковых газов таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия; 

с) приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата.

Обязанность сокращения выбросов возложена на все стороны Соглашения — как развивающиеся, так и развитые страны. Страны устанавливают собственные цели, соответствующие уровню развития и технологическому прогрессу.

Отличием Парижского Соглашения от Киотского протокола является добровольность принятых обязательств по снижению выбросов парниковых газов. Существует только юридическая обязанность отслеживать выбросы парниковых газов и отчитываться о результатах.

На COP 26 в Глазго были предложены два вида рыночных механизмов для помощи странам в достижении целей Парижского соглашения: 

Статья 6.2 Парижского соглашения предусматривает торговлю передаваемыми на международном уровне результатами предотвращения изменения климата (Internationally transferred mitigation outcomes – ITMO) на основании заключенных между странами договоров и по определяемым ими условиям.

Механизм статьи 6.2 Парижского соглашения уже действует, странами заключаются соглашения о реализации климатических проектов, выпускаются и зачисляются первые ITMO.

Механизм статьи 6.4 Парижского соглашения предусматривает создание глобального углеродного рынка под эгидой ООН и контролем Наблюдательного органа статьи 6.4 (6.4 Supervisory Body).

Для инициации климатического проекта необходимо получить одобрение как страны, где он будет осуществляться, так и Наблюдательного органа. В результате реализации климатических проектов планируется выпускать Сокращения выбросов по статье 6.4 (Article 6, paragraph 4, emission reduction – A6.4ER). Покупателями смогут выступить страны, компании или частные лица. 

2 процента A6.4ER планируется централизованно погашать для общего снижения глобальных выбросов (overall mitigation in global emissions, or OMGE), 5 процентов A6.4ER планируется направлять в Адаптационный фонд для последующей продажи (share of proceeds, or SOP).

Для запуска механизма статьи 6.4 потребуется достижение соглашения по методологиям, механизмам поглощения парниковых газов, требованиям по срокам мониторинга и оценке рисков возврата парниковых газов в атмосферу, инструментам устойчивого развития и порядку разрешения споров,

Участие Российской Федерации в Парижском соглашении по климату

Российская Федерация является стороной РКИК (Федеральный закон № 34-ФЗ от 4 ноября 1994 года «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата»), Киотского протокола (Федеральный закон № 128-ФЗ от 4 ноября 2004 года «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата») и Парижского соглашения (постановление Правительства Российской Федерации №1228 от 21 сентября 2019 года «О принятии Парижского соглашения»). Страна включена в Приложение I в качестве Стороны, осуществляющей процесс перехода к рыночной экономике. В рамках первого периода действия Киотского протокола Российская Федерация обеспечила выполнение обязательств по стабилизации выбросов на уровне 1990 года.

Также Российская Федерация участвовала в Механизме совместного осуществления.

В 2015 году Россия представила предполагаемый определяемый на национальном уровне вклад (INDC) об ограничении антропогенных выбросов парниковых газов на уровне 70-75% выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов.

В 2020 году Российская Федерация заявила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения. Вклад предусматривает к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и других экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации.