Методологии климатических проектов

Методологии климатических проектов

Говоря о методологиях климатических проектов, обратимся к нормативной базе. 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. № 1033-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ”Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Система подходов и методическое обеспечение реализации климатических проектов” (ГОСТ Р ИСО 14080-2021), введен в действие с 1 января 2022 года с правом досрочного применения. Национальный стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14080:2018 «Управление парниковыми газами и связанные виды деятельности. Система подходов и методическое обеспечение реализации климатических проектов» (ISO 14080:2018 «Greenhouse gas management and related activities — Framework and principles for methodologies on climate actions», IDT).

Система подходов, определенная в Национальном стандарте, устанавливает руководящие указания для государств и других заинтересованных сторон по целостному, сопоставимому и прозрачному способу отбора, предложения, использования, корректировки и сопровождения методик по реализации климатических проектов.

Национальным российским оператором углеродных единиц АО «Контур» разработаны Правила, определяющие процедуру публичных обсуждений методологий и методических инструментов климатических проектов, а также их изменений на платформе Оператора реестра.

Рекомендуемый набор информации, включаемой в методологию, включает в себя следующие пункты:

  • Термины и их определения.
  • Применимость методологии и границы проекта, включая условия применимости, ограничения и охват выбросов парниковых газов.
  • Определение базовой линии.
  • Длительность проекта, включая минимальную и максимальную длительность и максимальную давность.
  • Дополнительность.
  • Требования к плану мониторинга.
  • Проектный сценарий.
  • Оценка выбросов от утечек проектной деятельности.
  • Минимизация риска непостоянства (при применимости).
  • Методы предотвращения двойного учета, негативных воздействий на окружающую среду и общество.

Методологии могут быть предложены Разработчиками, органами исполнительной власти и другими заинтересованными лицами. Оператор реестра обязуется публиковать Методологии в течение 3 рабочих дней с момента их получения. После публикации Методологии проходят общественные обсуждения на сайте Оператора реестра в течение 30 дней, где собираются мнения заинтересованных лиц через электронную почту, указанную на сайте.

Во время общественных обсуждений Оператор реестра создает сводный список вопросов, комментариев и предложений, полученных от участников обсуждений, и направляет их Разработчику Методологии. После обсуждений Разработчик дорабатывает проект Методологии с учетом комментариев, составляя сводный перечень учтенных и отклоненных комментариев с указанием причин отклонения.

После окончания обсуждений и (при необходимости) доработки Методологии, Разработчик направляет проект вместе со сводным перечнем учтенных и отклоненных комментариев Оператору реестра. Оператор рассматривает проект в течение 15 календарных дней и принимает решение о публикации или направлении на доработку. При публикации публикуется также сводный перечень комментариев к Методологии.

Повторно доработанный проект Методологии может быть направлен на повторное рассмотрение. Разработчик также имеет право отозвать проект с рассмотрения на любом этапе разработки.

Параллельно общественным обсуждениям проекты Методологий могут направляться на независимую экспертизу у пула независимых экспертов, формируемого Оператором реестра. Экспертиза не должна превышать 30 календарных дней и проводится за счет Разработчика. 

Приложение 1 к Правилам. Блок-схема процесса общественных обсуждений методологий и методологических инструментов климатических проектов, а также изменений в них

На момент написания данного материала 09.04.2024 в соответствие с вышеописанной процедурой было принято 10 методологий для реализации разных типов климатических проектов. Независимая экспертиза Методологий не проводилась. Пул независимых экспертов не сформирован. 

Статья 5 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»  предусматривает утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа. Во исполнение указанной нормы на основании принятых на площадке АО “Контур” методологий были разработаны 6 предварительных национальных стандартов «Система стандартов реализации климатических проектов». Они представляют собой методики реализации отдельных типов климатических проектов со схожей структурой с методологиями.

Предварительные Стандарты (методики) доступны на сайте Оператора реестра, а также на сайте Росстандарта.

Кроме того, действующее законодательство не препятствует инициатору климатического проекта в выборе методик (методологий) для реализации климатического проекта, не проходивших процедуры общественного обсуждения, публикации на сайте Оператора реестра. Например: методологии Verified Carbon Standard либо Gold Standard.

Таким образом, реализация климатических проектов в рамках национального законодательства предоставляет свободу в выборе методик (методологий), среди которых могут быть:

  • опубликованные Оператором реестра методологии климатических проектов, прошедшие процедуру общественного обсуждения https://carbonreg.ru/ru/methodology/accepted_methodologies Также инициатор в соответствие с Правилами может разработать и предложить новые методики и методологии. 
  • утвержденные Росстандартом предварительные национальные стандарты (методики) https://carbonreg.ru/ru/methodology/standard
  • иные методики (методологии) для реализации климатического проекта, в том числе добровольных углеродных стандартов.

Контроль за правильным применением методик (методологий) полностью возлагается на валидатора, аккредитованного Росаккредитацией. Информация о применяемых при реализации климатических проектов методологиях (методиках) в настоящий момент непубличная.