Информация о добровольных углеродных рынках, участии в них Российской Федерации содержится также в рубрике:
Климатические проекты для добровольного углеродного рынка – инициативы, направленные на сокращение или предотвращение выбросов парниковых газов либо на их поглощение.
Предотвращение выбросов подразумевает принятие мер для недопущения выпуска парниковых газов. Например, использование возобновляемых источников энергии в производственных процессах или проекты, направленные на сохранение лесов и уменьшение выбросов парниковых газов, связанных с их уничтожением.
Сокращение выбросов означает уменьшение уже существующих выбросов парниковых газов. Например, применение мер по энергоэффективности производства или устойчивое сельское хозяйство.
Поглощение выбросов относится к процессу, при котором углекислый газ удаляется из атмосферы и накапливается в природных или искусственных резервуарах. Примеры включают лесовосстановление или извлечения углекислого газа непосредственно из окружающего воздуха (Direct air capture – DAC).
Добровольные углеродные рынки получили распространение во время действия Киотского протокола. Главным преимуществом была их разработка и регулирование добровольными углеродными стандартами и отсутствие законодательного регулирования, вследствие чего:
- свобода выбора места реализации климатических проектов и их типов
- свобода обращения и использования выпускаемых углеродных единиц
Со временем возник ряд популярных инициатив, предъявляющих требования к установлению компаниями целей по достижению углеродной нейтральности (SBTi), их инвестированию в климатические проекты и углеродные единицы (BVCM), а также к порядку и качеству использованных углеродных единиц (Core Carbon Principles) и заявлениям в связи с этим (Claims Code of Practice). Особое внимание стоит уделить инициативам по выпуску углеродных токенов, призванным увеличить ликвидность углеродных единиц.
Также по мере внедрения положений Парижского соглашения страны стремятся урегулировать реализацию климатических проектов для добровольных углеродных рынков на своей территории, законодательно закрепляя обязанность их регистрации в национальных реестрах, в том числе с выплатой доли получаемой от их реализации прибыли.
Добровольные углеродные стандарты в свою очередь:
- адаптируют свои правила под инициативы по использованию углеродных единиц, вследствие чего получают гарантированный спрос;
- достигают соглашения в конкретных юрисдикциях о возможности соответствующей корректировки (corresponding adjustment) выпускаемых углеродных единиц, вследствие чего получают потенциальную возможность использования своих правил и методологий при реализации климатических проектов по механизму статьи 6.2 Парижского соглашения
- достигают соглашения об использовании выпускаемых углеродных единиц в регулируемых отраслевых (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation – CORSIA) и национальных системах (погашение углеродного налога в Южной Африке и Сингапуре).
Реализация климатических проектов для добровольного углеродного рынка основывается на принципах, обеспечивающих их эффективность и устойчивость. Принципы варьируются в зависимости от стандарта, при этом основополагающие включают:
- Принцип постоянства (Permanence): Климатический проект должен не только обеспечивать поглощение выбросов, но и предотвращать последующий возврат углерода в атмосферу, Например, через предотвращение лесных пожаров в лесовосстановительных проектах.
- Принцип дополнительности (Additionality): Климатический проект должен привести к сокращению или абсорбции большего количества выбросов за определенный период времени, чем при отсутствии проекта. Должно также быть доказано, что проект не был бы реализован без дополнительных финансовых ресурсов, привлеченных на углеродном рынке.
- Принцип избегания двойного учета (Double-counting): Не допускается возможность учета углеродных единиц одновременно в нескольких реестрах либо их продажа нескольким покупателям.
- Принцип предотвращения утечки (Leakage): Реализация проекта не должна привести переносу источника выбросов парниковых газов в другой регион.
Реализация климатического проекта обычно включает несколько этапов, которые могут варьироваться в зависимости от типа проекта и применяемой методологии. В общих чертах, процесс реализации климатического проекта может быть описан следующим образом:
1. Дизайн проекта: На этом этапе определяются исходные условия и методология мониторинга, оценивается предполагаемое сокращению выбросов парниковых газов и сопутствующие экологические и социальные выгоды от реализации проекта.
2. Проверка (Валидация): Дизайн проекта проверяется и утверждается независимыми сторонами, чтобы гарантировать соответствие требованиям стандарта и применяемой методологии.
3. Реализация: Происходит фактическая реализация проекта, мониторинг его результатов и составление отчетов.
4. Верификация: Проверка третьей стороной отчетов о результатах проекта.
5. Регистрация и продажа углеродных единиц: После успешной верификации проекта углеродные единицы могут быть зарегистрированы и проданы на добровольном углеродном рынке
Следует отметить, что в настоящее время законодательство Российской Федерации не предъявляет требований к реализуемым на территории страны климатическим проектам для добровольного углеродного рынка. Это обладает как преимуществами (отсутствие необходимости согласования подобных проектов), так и рисками (незапланированные последствия при введении соответствующего регулирования).
Статья о Science Based Targets инициативе по ссылке |
Статья о митигации за пределами цепочки добавленной стоимости по ссылке |
Статья о базовых углеродных принципах по ссылке |
Статья о Claims Code of Practice по ссылке |
Статья о Verified carbon standard по ссылке |
Статья о Gold Standard по ссылке |
Статья об углеродных токенах по ссылке. |
Статья о DeFi для климата по ссылке. |